Эксперт прокомментировал попытку захвата танкера Эстонией в Финском заливе
Военный эксперт Кошкин: попытка ВМС Эстонии захватить танкер России — провокация
Москва, 15 мая, 2025, 16:18 — ИА Регнум. Попытка Эстонии захватить следовавшее в Приморск судно — провокация против России, отметил в беседе с ИА Регнум эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин. По его мнению, Москва должна также прибегнуть к силовому решению вопроса, но без зеркального ответа.
Инцидент с танкером Jaguar, следовавшим под флагом Габона, произошёл в нейтральных водах Финского залива 14 мая. Во время прохода судна военно-морские силы Эстонии попытались заставить его войти в территориальные воды страны, где, очевидно, рассчитывали задержать по закону. В операции участвовали катер и корабль эстонского патруля, угрожавший «Ягуару» тараном, вертолёт, с которого были предприняты две безуспешные попытки высадить на борт десант, и несколько самолётов, включая польские.
После того, как к месту инцидента вылетел российский истребитель Су-35, танкер успешно продолжил движение в Приморск, где уже утром 15 мая встал на рейд. На борту находится 21 человек, включая российских граждан.
«Конечно, это давление на Россию. Хотят перекрыть нам танкерные перевозки по морю, а заодно проверяют, насколько мы «слабенькие», — прокомментировал инцидент Кошкин.
Собеседник агентства уверен: несмотря на то, что конкретно этот случай не привёл к боестолкновению, провокации в отношении России со стороны Запада на море продолжатся.
«Сейчас надо о другом думать, а именно — что нам делать? Варианта два: или сопровождать такие суда, или хотя бы обеспечивать их минимальными вооружёнными силами, как это принято, например, в районе Сомали (где процветает пиратство. — Прим. ред.). У нас ведь очень объёмные поставки проходят именно морскими путями. Конечно, когда судно покидает порт, мы это можем контролировать, а далеко в океане уже возникает ряд вопросов. Поэтому нужны кардинальные решения по общему обеспечению безопасности. Я глубоко убеждён, что если против нас принимают силовые меры, значит, остановить это могут только силовые. А политико-дипломатические шаги, конечно, тоже надо предпринимать. Но от них ничего пока что в мире не изменилось. Силу останавливает сила», — выразил уверенность эксперт.
При этом Кошкин не считает, что Россия может или испытывает необходимость ответить Эстонии зеркально.
«Мы разбойные нападения себе не позволяем. Этого просто нет в социально-культурном коде нашей страны и нашего народа», — подчеркнул политолог.
Зная особенности поведения эстонского руководства, Кошкин допускает, что на провокацию там пошли по собственной инициативе, даже без указания союзников по НАТО.
«Не исключаю, что власти согласовывали всё с партнёрами по линии спецслужб, то есть не на политическом уровне, а на техническом. Естественно, эстонцы хотят быть впереди других, потому что подобного рода провокации позволяют им оставаться в фокусе внимания европейских государств, НАТО, и тем самым как-то выживать в условиях, когда внутри своей страны они не могут навести порядок: ни экономический, ни социальный, никакой», — подытожил аналитик.
Как передавало ИА Регнум, в прошлом месяце официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Россия ответит соразмерно рискам и угрозам, исходящим от Эстонии в случае нападения на российские корабли в Балтийском море. 14 апреля эстонский президент Алар Карис законодательно утвердил право военных топить гражданские суда, если их сочтут угрозой важным объектам республики.