Новый оборонный фонд, о создании которого договорились члены ЕС, не повлияет на соотношение сил с Россией, заявил в разговоре с ИА Регнум доктор военных наук Константин Сивков. По его мнению, реализация очередной европейской инициативы может затянуться на годы.

Global Look Press

Ещё в марте Еврокомиссия выступила с предложением о создании фонда SAFE («Действия по обеспечению безопасности в Европе»). Главная задача этой структуры — аккумуляция и предоставление средств странам — членам ЕС и их партнёрам на оборонные расходы. В числе потенциальных получателей денежной помощи, естественно, и Украина.

Как сообщило 19 мая агентство Reuters со ссылкой на дипломатический источник, государства Евросоюза уже достигли принципиального соглашения по учреждению SAFE. Размер фонда составит 150 млрд евро. Сумма может оказаться неподъёмной для ЕС в ближайшее время, считает Сивков.

«Хотя рамочные соглашения и есть, собрать 150 млрд — сама по себе непростая задача. Полагаю, на это уйдёт несколько лет. Но даже после того, как деньги удастся аккумулировать, останутся другие проблемы, например возрождение национальных военных, военно-технических школ. То есть само по себе учреждение фонда в краткосрочной перспективе никаких задач не решает», — отметил собеседник агентства.

Он также напомнил, что, например, даже Германия зависима от американского ВПК, не говоря о странах с менее развитой промышленностью.

Что касается обеспечения Украины оружием и военной техникой на средства фонда SAFE, то и в этом случае всё завязано на наращивание европейских производственных мощностей, подчеркнул Сивков. Иначе Киеву не на что будет тратить займы от ЕС, пусть даже многомиллиардные.

На стороне России в то же время — мобилизационный потенциал промышленности, который удалось сохранить вопреки многим обстоятельствам, заявил эксперт.

«Не стоит забывать, что сейчас и американцы будут прилагать усилия по переманиванию европейских предприятий к ним. И это частично случится, потому что в ЕС проблемы с энергообеспечением. Так что срок перехода европейской промышленности на военные рельсы будет долгим, пусть даже на это и удастся однажды собрать те самые 150 млрд», — заключил Сивков.

Военный эксперт Александр Перенджиев также считает, что инициативу о создании SAFE, несмотря её быстрое согласование, не стоит переоценивать.

«Воюют не фонды, а пушки. Конечно, деньги играют роль, но ведь ещё вопрос, где их взять, — пока только сошлись на сумме, — особенно в условиях ослабления промышленности и в целом экономики ведущих стран ЕС. Всё это звучит просто как некие политические декларации о намерениях. Руководители ЕС, на мой взгляд, не находятся в реальном мире, от них всё время поступают какие-то заявления, о которых они же сами могут вскоре забыть. Вспомним, например, требования к России прекратить боевые действия перед переговорами в Стамбуле. Обещали жёсткий ответ, а по факту — ничего не смогли сделать», — напомнил собеседник агентства.

Агрессивные заявления со стороны ЕС, полагает эксперт, могут быть направлены на то, чтобы в США, внутри своих стран и, конечно, в России создать иллюзию мощи Европы.

«А также лишний раз подчеркнуть, что там есть деньги, даже если это не так. Очковтирательство — это одно из главных направлений европейской политики», — заявил Перенджиев.

Что касается активной милитаризации ЕС на фоне мирных переговоров, то, по мнению аналитика, европейцы думают не о том, как эффективно воевать с Россией, а об имитации процесса.

«Если говорить о реакции на это, то надо помнить: переговоры переговорами, а боевые действия сами по себе. Спецоперация должна закончиться политико-дипломатическими методами, но в основе необходим разгром войск противника непосредственно на линии боевого соприкосновения. Именно это обеспечит нам возможность поставить точку. А европейские политики как раз своими заявлениями чётко показывают, что мира мы не добьёмся, если их не разгромим», — заключил эксперт.

Как передавало ИА Регнум, ранее президент Франции Эммануэль Макрон заявил о готовности обсуждать размещение самолетов — носителей ядерного оружия (ЯО) в странах ЕС.

В Москве в свою очередь указали на опасность подобных идей. В частности, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков отметил, что распространение ЯО по Европе не добавит континенту предсказуемости и стабильности.