О содержании новой программы «Уроков счастья», которая с подачи Елены Зеленской в сентябре должна быть запущена в украинских школах, пока толком никто не знает. Хотя заранее известно, что она скопирована с американского курса социально-эмоционального обучения Well-Being. Тут всё логично, старший брат и наставник, откуда ж ещё такое копировать? Но не стоит думать, что с первых строк мы начнем с презрением критиковать чуждые западные идеи.

Сергей Корсун @ ИА Регнум

С «Благополучием» (примерно так можно перевести оригинальное название) как раз всё в порядке. И более того, с ним уже работали в некоторых киевских частных школах и без инициатив сверху.

С помощью нехитрых комиксов детей учат не давить определенные эмоции, например если страшно или неприятно — прямо сказать об этом, не размышляя, что так «неудобно». Им прививается базовая толерантность, не в извращенном смысле потакания агрессивным секс-меньшинствам, а принятие того факта, что люди разные и нужно уметь эту «разность» принимать с уважением.

Базовый психологический курс дает навыки самоорганизации, умение преодолевать ситуацию несоответствия желаний имеющимся возможностям или неудачи — пережить, сделать выводы и применять опыт в дальнейшем.

Старая знакомая, принимавшая в своё время активное участие в организации работы частной школы, говорит, что «адаптационные процессы — вот базовый постулат: страдания неизбежны, но боль опциональна, всю жизнь мучаться не обязательно, если можно осознать и пересмотреть то, что было». И не мстить, поскольку месть разрушает тебя самого.

То есть всё это по большому счету правильные штуки, которых на самом деле не хватает детям и подросткам, знания, которые помогают справиться с проблемами, а лучше всего — не доводить до них.

Но тут начинается самое интересное: адаптация американского курса под украинские реалии.

Жена комика, ставшего измученным тираном, уверена, что нужно обязательно позаботиться о ментальном здоровье детишек. Её райтеры проникновенно пишут: без важных знаний и навыков с «Уроков счастья» невозможна «счастливая, содержательная и плодотворная жизнь». И на уровне слов всё тоже преотлично.

Для украинских школьников в теории речь пойдет про умение строить отношения с людьми, «умение быть творцом своей жизни», им объяснят, что значит быть человеком, научат любить, сочувствовать, быть свободным, а также «жить достойно».

В общем, можно перечислять все позиции — и про мудрость, и про ценности, и про эмпатию. Но, как обычно, все эти искрящиеся конструкции топчет безжалостный сапог реальности, весь заляпанный грязью и кровищей.

Например, вряд ли в киевском минобразования найдется специалист, способный адаптировать позицию «понимать эмоциональные потребности и чувства, как собственные, так и своего окружения» к запрету на использование русского языка или исполнение песен на нём же.

Тут вон недавно 16-летней тиктокерше припаяли хулиганку за то, что она станцевала под какую-то русскую попсу в «святом месте» — на Майдане среди баннеров с информацией о «героях революции». Вот, собственно, и всё понимание чувств.

А ценности и смыслы жизни тем же детям в той же школе доведут на других уроках, где «ветераны русско-украинской войны» и просто учителя рассказывают, как нужно уметь ненавидеть и готовиться воевать. Не знаю, как там «жить достойно» и кого научат любить, но картинки со слоганом «Чем больше мы убьём русни сейчас — тем меньше придется убить нашим детям» разлетаются по соцсетям как горячие пирожки.

Уже слишком давно понятие свободы в украинском обществе загнано в узкие и тщательно откалиброванные рамки, за которыми натянута колючая проволока. И школьники здесь не исключение. Они не смогут всерьез преодолевать свой страх мыслить и высказываться независимо, пробовать что-то новое, отстаивать свою точку зрения в честном споре.

Честный спор — это не про Украину. Здесь быстро сообщат, какой у тебя должна быть точка зрения, а самых непонятливых могут немного побить ногами или унизить другим способом, благо в этом система достигла небывалого совершенства. Она с младых ногтей учит скрывать свои истинные мысли и чувства, мимикрировать под ситуацию, носить страхи и обиды глубоко внутри, постоянно, бесконечно их переживая — чтобы передать эту эстафету следующему поколению.

По иронии судьбы, именно так жила нынешняя «элита нации», население Галичины, мучавшееся в «советской оккупации» — получая среднее и высшее образование, хорошую работу, жильё, высококачественную медицинскую помощь, путёвки на море, но всё это одновременно отрицая и ненавидя. Теперь в такой модели поведения живёт целая страна, вынужденная демонстрировать «патриотическую позицию», к которой на самом деле испытывает отвращение.

Мои собственные дети в школе тарабанили обязательные мантры про «героев Крут», голодомор и повстанческое движение просто чтобы от них отстали — им это не было ни близко, ни интересно, а деваться некуда, иначе аттестата не получить.

Американский курс «Благополучия» констатирует, что признак ментального здоровья — это понимать, как именно ты себя чувствуешь, осознавать, что ты здоров и счастлив. Украинские реалии — это стабильное ментальное нездоровье, когда ты осознаешь только, что просвета нет и не предвидится. Что уж говорить про людей, которые поменяли свою идентичность в рамках политической повестки, начав говорить и делать то, во что никогда не верили.

Мы ведь не устаём удивляться, как живущие на Украине Ивановы на чистом русском языке клянут «русню» и желают ей мучительной смерти. При этом в их «свободной стране» львовская профессорка с наслаждением рассказывает, как её внучок в детсаду «своим маленьким кулачком» учит малыша-переселенца из восточных регионов, посмевшего сказать «Привет».

«Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека — вечно. И помните, что это — навечно. Лицо для растаптывания всегда найдется. Всегда найдется еретик, враг общества, для того чтобы его снова и снова побеждали и унижали», — это не я сказал, это Оруэлл сказал, только не знал, что совсем про другую страну.

И он же сформулировал максиму, против которой бессильны любые «Уроки счастья»: война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила. Цель репрессий — репрессии. Цель пытки — пытка. Цель власти — власть.

Пытаться вмешаться в уже сложившуюся и вполне гармоничную систему с какими-то психологическими коррекциями означает создать ситуацию острого стресса, поскольку из несчастных детей делают шизофреников. И единственное спасение для них — ставить психологический барьер между инициативами «первой леди» и своим внутренним миром. По уже выработанной привычке останавливаться на пороге неполиткорректных мыслей, не видеть аналогий, не замечать логических ошибок, не признаваться в своих истинных чувствах.

Бессмысленно тарабанить то, что от них хотят услышать, не вникая в услышанное. А потом идти тихонько смотреть русскоязычный тик-ток, получая там свои крохотные уроки счастья, позволяющего ненадолго забыть о настоящей жизни.